Меню

Формирование временных представлений

 

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

                                         (из опыта работы  воспитателя  Баумунк Т.П.)

    

            В программе обучения и воспитания в детском саду, предусмотрено развитие

представлений о времени и ориентировки во времени.

            Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Мы знакомим детей с

окружающим миром, в котором все события, их длительность, изменения явлений происходит во времени.

            Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длитель-

ность, порядок следования друг за другом,  скорость протекания,  частоту повто-

рения и ритм. Поэтому необходимо детям самим научиться ориентироваться во

времени, чувствовать его длительность, что создает основу для развития таких

качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность,

необходимые ребенку при обучении в школе и повседневной жизни.

            Как же научить ребенка определять время и чувствовать его.

Время всегда в движении. Течение времени всегда совершается в одном и том

же направлении – от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Оно

необратимо, его нельзя задержать, вернуть и показать.

           Время  воспринимается ребенком опосредовано, через конкретизацию

Временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлений.

           Ведущим познавательным процессом дошкольного возраста является

Восприятие.  Восприятие создает фундамент для развития мышления, речи,

а значит и познания  времени.

           Поэтому учебную деятельность надо проводить последовательно,  соглас-

но возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

           В нашем детском саду N 217 проделана большая работа по данному разделу,

где мы добились системы в работе по данной теме. Это и перспективное планиро-

вание, дидактические игры, модели времени, схемы, картотека.  Это и наблюдения

на прогулках,  наблюдение за трудом людей в природе, дети рассказывают об уви-

денном, описывают определенное время суток, года, сезонных явлений.  Дополня-

ют чтением стихотворения или рассказами из личного опыта.

           Знакомство  детей с единицами времени:  частей суток, сутки, дни, недели,

месяцы и год осуществляется в системе , с опорой на наглядный материал и учетом

особенностей восприятия ребенка.

           Образная подача материала обеспечивает эффективность его запоминания и

самостоятельного мышления.

            Используя принцип одушевления и приема сюжетной подачи материала в

процессе формирования представлений о  времени и его характеристиках.  Это и

образы, и признаки цвета символизирующие значимые показатели, которые исполь-

зуются как модели мер времени в дидактических играх и на занятиях.

            Наиболее эффективным и доступным способом для развития и познания

Ребенка по формированию временных представлений – является метод моделирова-

ния.   Это наглядно-практический метод обучения, где умственная активность

детей развивается с помощью специальных схем, таблиц, моделей, пиктограмм.

Метод моделирования, где реальный предмет или действие о времени, ребенок

Замещает изображением или каким-либо условным знаком.

            Для работы с детьми по данной теме сделано много наглядного материала:

Календарь погоды, таблицы,  сюжетные карточки, по которым можно провести

Беседу по ее содержанию.

            В группе создан мини-музей ''Времени'  где дети наглядно могут видеть

как и чем  измеряется время. 

         С  помощью экспонатов музея дети познают историю отсчета человечеством времени, появления часов труд часовых дел мастеров. Дети рассматривают

разнообразные виды часов разной тематики.

          Так же проводится работа по формированию временных представлений не

Только на занятиях, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми.

           Работая с детьми в системе по всем разделам – виден результат работы:

У детей возрастает интерес к теме ''Время'' , явлениям природы в разный период

года. У детей формируются основы теоретического мышления, обогащается речь.

Они отстаивают свое мнение, умеют сравнивать, сопоставлять единицы времени;

что такое год, месяц, неделя, сутки. Что больше или меньше по времени  день,

неделя, месяц или год. Что короче по времени – день или сутки, день или неделя,

месяц или год.

           В последующем эти знания у детей будут способствовать успешному

обучению в школе и планированию своего личного времени.