Меню

Инновационные формы и методы педагогического сотрудничества с семьей

 

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи, как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук.

Для воспитания и формирования личности ребенка необходимо сотрудничество и взаимодействие педагогов с семьей, так как взаимодействие с семьей и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечения преемственности.

Главной задачей взаимодействия педагогов МДОУ с родителями является установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей и создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.

В нашем центре развития сложилась своя система вовлечения родителей в педагогический процесс, включающая как традиционные, так и не традиционные формы.

В учреждении разработана система взаимодействия с родителями, которая состоит из разных форм сотрудничества с целью оптимизации оздоровительно-интеллектуального развития детей. Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результат которого - формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании детей.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

- это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и

  обучения детей;

- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со

  стороны родителей.

Разработанная система включает определенное содержание, методы и формы работы с детьми.

Сотрудничество детского сада и семьи невозможно без знания особенностей воспитания детей в семье. Знакомство с традициями семейного воспитания осуществлялось в гостиной «Мы и наши дети», подготовленной педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем и воспитателями.

С целью изучения и составления социального паспорта семьи, проводилось анкетирование и тестирование родителей.

Характер проблем родителей в воспитании и обучении детей определяет направление, содержание и формы работы с ними. Это делает процесс сотрудничества с родителями максимально дифференцированным, ориентированным на их личностное развитие, позволяет строить работу с ними на основе дифференцированного и последовательного решения задач.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - наглядная агитация: родительские уголки, тематические стенды, выпуск газеты «Счастливая планета детства».

 У родителей появляется высокий интерес к информации. Газета отражает наиболее яркие моменты проделанной работы. Рубрики информационно-познавательного характера, сопровождающиеся фотографиями, интервью детей, родителей, домашние задания, рекомендации, советы, оказались самыми интересными для родителей.

Наглядная информация в уголке позволила педагогам не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.

Групповые родительские собрания, проведенные с чаепитием, выступлением детей, показом видеофильмов, мультимедийных презентаций, открыли возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработке единых подходов к воспитанию, обучению и развитию детей.

Особое направление «открытости МДОУ» - вовлечение родителей в образовательный процесс. Стало традицией один раз в учебном году проводить неделю открытых дверей, в течение которой родители могут в удобное для них время посетить любой вид образовательной деятельности в любой возрастной группе.

Оздоровительная работа проводится в тесном содружестве с семьями воспитанников. Проводится выпуск устного журнала, семинара-практикума, цель которого - расширение представлений родителей о системе оздоровления детей, сложившейся в нашем учреждении. Была проведена конференция на тему «Физкультура и здоровье детей» с приглашением научных сотрудников.

Продуктивной формой стало проведение вечеров досугов: спортивных, литературно-музыкальных. Устраиваются совместно с детьми праздники здоровья, игровые программы «Папа, мама, я - дружная семья», «Мама и я - в спорте друзья», организуются практические занятия по оказанию первой помощи.

Традиционным стало активное участие родителей в природоохранных, экологических, социальных акциях: «Чистые участки», «Собери посылку солдату», «Книга солдату», «Экспонат для музея», «1000 игрушек для детского дома», «Построй скворечник».

Результатом разработанной системы содружества МДОУ и семьи оказались: за эти три года обогатилась развивающая среда, пополнился нашего центра развития «Моя Кубань», повысилось качество военно-образовательной работы с детьми, а, самое главное, - наладилось тесное сотрудничество с родителями.

Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод о целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленными задачами. Сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации, целенаправленности, совместной деятельности «на равных».

Создана важная атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимно увлекательной деятельности.

 

В результате проведенной работы педагогами учреждения были обобщены опыты:

-  «Модель организации духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников посредством музейной педагогики».

-       «Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».

-   «Мини-музей в группе детского сада, как средство социально-нравственного воспитания и позновательно-речевого развития дошкольников.

-     Программа по развитию речевых и математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Веселый калейдоскоп».

Работы рецензированы МОУ ДПО (повышения квалификации) «Дошкольным методическим центром» города Краснодар