Меню

Консультация педагога - психолога "О влиянии компьютера на ребёнка"

Разрешить нельзя запретить,

 или О влиянии компьютера на ребенка.

«Четырехлетний Ванечка панически боялся игры «Mortal Combat 4» («Смертельный поединок 4»). Сам он еще играть в нее не умел, но видел, как играли двоюродные братья. Жуткие сцены мордобоя преследовали малыша в ночных кошмарах, он мочился в постель, сильно заикался. Однако всякий раз, когда братья запускали при нем эту игру, Ваня заворожено следил за побоищем. А если его пытались увести в другую комнату, плакал и
сопротивлялся»

И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. Ребенок и компьютер

 

Какое влияние компьютер оказывает на ребенка?

Этим вопросом все чаще задаются современные родители. Компьютер, компьютерные игры,
интернет – вещи, которые плотно вошли в нашу жизнь. И все чаще именно дети
«зависают» перед компьютером. Вреден ли компьютер для детей?

Следует признать: однозначного мнения по этому поводу на сегодняшний день не
существует. Практически все специалисты, сталкивающиеся с детскими проблемами
по роду своих занятий, в один голос призывают относиться к компьютеру с
предельной осторожностью.

  • Педиатры не устают повторять, что длительное сидение за компьютером портит зрение,
         осанку; какое влияние оказывает на неокрепший детский организм
         компьютерное излучение, до конца еще неизвестно.
  • Педагоги-дефектологи и
         вовсе бьют тревогу: катастрофический рост дисграфии и дислексии не в
         последнюю очередь связывают именно с повышенным интересом дошкольников к
         компьютеру.
  • Психологи сообщают, что дети, проводящие много времени за
         компьютером, чрезмерно возбудимы, у них развивается агрессия, фобии, выйдя
         из компьютерного зазеркалья, они с трудом ориентируются в реальном мире.

Влияние компьютера на ребенка может
быть положительным и отрицательным.

Положительное влияние
компьютера на ребенка

проявляется в следующем.

Во-первых, дети, рожденные в эпоху мобильного
телефона и Интернета, быстрее адаптируются к информационным технологиям. В этом
случае компьютер – это часть повседневной жизни ребенка. Запрещать заниматься
за компьютером по сути – создавать препятствия ребенку идти в ногу со временем.

Во-вторых, положительное влияние компьютера на
ребенка оказывается благодаря созданию более интересной «оболочки» для игр,
занятий, учебы. Например, играя в развивающие игры на компьютере, ребенок
изучает алфавит или складывает цифры, выполняет задания на развитие мышления
или памяти. Серия «Страна знаний» - очень хороший тому пример.

Дополнительные плюсы от влияния
компьютера на ребенка – это развитие быстроты реакции (в развивающих играх и
«стрелялках») и зрительно-моторной координации (когда то, что я делаю,
соотносится с тем, что я вижу и наоборот; ребенок видит на экране монитора
цифру и мышкой (рукой) её выбирает).

Отрицательное
влияние компьютера на ребенка

проявляет в возникновении таких
плохих последствий, как ухудшение зрения, эффект «сухого глаза», статичная поза
и нарушение осанки, повышенная возбудимость, отказ от игр и социального
окружения, рассеянность, усталость, беспокойный сон и т.д.

Во-первых,
увлекшись компьютерными играми (даже развивающими!), ребенок испытывает
состояние эмоционального подъема. В силу возраста утомление наступает
достаточно быстро (уже на 15-ой минуте), ребенок не замечает наступившей
усталости и продолжает играть. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный
эмоциональный стресс.

Из-за
усталости и напряжения в игре может уже не получаться что-то очень хорошо
(путает буквы или картинки, промахивается по мишеням). Это создает основу для
негативных эмоций, напряжение и беспокойство еще больше нарастает. В результате
ребенок раздражен, устал, не может успокоиться, с трудом засыпает, плохо спит,
может просыпаться ночью или его мучают кошмары.

Во-вторых, отрицательное влияние компьютера на
ребенка проявляется не только в сфере здоровья, но и психики ребенка. Частые
световые мелькания экрана оказывают расслабляющее и тормозящее действие на кору
больших полушарий. Как наркотик, больше ничем ребенок и не интересуется.

Еще компьютерные игры (даже
развивающие!) заставляют мыслить по образцу, алгоритму, заранее разработанному
ходу мыслей создателя игры. Это учит ребенка мыслить технологически, и в
меньшей степени творчески.

В-третьих, отрицательное влияние компьютера на
ребенка сказывается на социальной адаптации ребенка. Исследования ученых
показывают, что пристрастие ребенка к компьютерным играм (даже развивающим!)
тормозит интерес к обычным детским играм со сверстниками и контактам с ними. Ребенок
уходит в другую реальность. Связь тут может быть двоякая: ребенок уходит в
виртуальный мир, потому что ему плохо в мире реальном, и наоборот – чрезмерная
увлеченность компьютером нарушает нормальное общение.

И
конечно в
- четвертых
- жесткость, агрессия и насилие в
компьютерных играх комментариев не требует.
Содержание игр провоцирует
проявление детской агрессии, и жестокости. Через время для ребенка виртуальная
смерть становится обыденностью, а жестокость как способ достижения цели –
норма. И это тоже не может не отразиться на реальной жизни ребенка

И если Вы все таки решили посадить своего ребенка за
компьютер?! Помните!
Очень трудно выбрать компьютерную
игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра
лучшая! А на самом деле специалистами разработаны требования, предъявляемые к
компьютерной игре для детей дошкольного возраста.


  1. В игре не должно быть текстовой
    информации о ходе и правилах игры, функцию разъяснения выполняют специальные
    символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность
    действий.

  2. Могут использоваться буквы и
    отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше чем традиционный
    шрифт компьютера.

  3. Изображение на экране должны быть
    достаточно крупными, без мелких отвлекающих деталей.

  4. Темп движений на экране должен быть
    не слишком быстрый.

  5. В обучающих играх используются
    правильные ответы, доступные дошкольникам.  

  6. Нежелательно применение системы
    оценок и баллов.

  7. Лучше если программа имеет
    логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.    

Но важно не только правильно выбрать игру, необходимо еще и
верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером.


  1. Ребенок может играть в компьютерные
    игры не более 15 минут в день.

  2. Лучше играть в компьютерные игры в
    первой половине дня.

  3. В течение недели ребенок может
    работать с компьютером не более 3- раз.

  4. Комната, в которой он работает за
    компьютером, должна быть хорошо освещена.

  5. Мебель (стол и стулья) по размерам
    должна соответствовать росту ребенка.

  6. Расстояние от глаз ребенка до
    монитора не должно превышать 60 см.

  7. В процессе игры ребенка на
    компьютере, необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенка.

  8. После игры с компьютером нужно
    обязательно сделать зарядку для глаз.

  9. Игровую деятельность с компьютером
    нужно сменить физическими упражнениями и играми.

  10. Начинать общение с компьютером можно
    с 5 лет.

 Педагог - психолог Гребенюк К.В.