Меню
Версия для слабовидящих
В вашем браузере отключен JavaScript. Версия для слабовидящих недоступна

Опыт работы

ОПЫТ РАБОТЫ

«Духовно-нравственное  и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста     

через музейную педагогику».

 

Автор:

Воспитатель Баумунк Татьяна Петровна 

Высшей целью образования, сформулированной в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», является высоконравственный гражданин России, укоренённый в духовных и культурных традициях народа. Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

      Решение задач нравстенно – патриотического и духовного воспитания  мы видим через «Музейную педагогику». Созданный в ДОУ музей предоставляет широкие возможности для знакомства с предметным миром, способствует накоплению социального опыта, способен обогатить ребёнка  впечатлениями, дает простор для неформальной творческой активности.       Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач через осуществление музейной среды, так  же и в условиях детского сада. В этом   случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и особое место в системе современного образования дает возможность протестировать общество на его духовность.

Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит погружение ребенка в историческое прошлое родного края, с  изучением природных богатств и окружающего мира.

      Задача педагога, в детском дошкольном учреждении, помочь ребенку  в этой непростой  и очень важной познавательной деятельности. Требуется предварительная подготовка к обучению с предметным миром культуры. Это непосредственно связано с формированием музейной культуры человека, так как интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждаются, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами устанавливающимися правилами  и нормами  в семье.

       Музейно-образовательная программа экскурсионной работы с детьми, призвана раскрывать и развивать потенциальные, творческие способности заложенные в каждом ребенке с рождения, создавать  условия  для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей.  Взаимное партнерство и сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса, позволяют расширять  духовно-нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я » с другими людьми живущими и работающими рядом.

       Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них  предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений, переживаний в детской  и совместной с родителями деятельности, где формируется и развивается логическое мышление, воображение,связная речь

       Таким образом духовно-нравственном, патриотическом воспитании детей является  одной из основных задач  дошкольного образования  посредством музейной педагогике.

        Задачи для формирования  духовно-нравственного воспитания дошкольников:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице на которой он живет, городу;

  • формирование бережное отношение к природе и всему живому

  • воспитание уважения к труду взрослых; 

  • развитие интереса детей к труду;

  • развитие интереса к созданию рукотворных предметов, оформления их в национальных традициях;

  • формирование элементарных знаний о предметах (экспонатов) окружающего мира;

  • расширять представления о Родине;

  • развитие чувств ответственности и гордости за достижения нашей страны;

  • формирование толирантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

  • Данные задачи решаются во всех видах дошкольной деятельности на занятиях, беседах, в различных играх, труде, в быту.    

           В МДОУ 217 большое значение уделяется музейной педагогике в духовно-нравственном воспитании детей.  В каждой группе созданы мини-музеи.  В частности в моей старшей группе № 3 создан мини-музей «Деревянной игрушки», как раздел развивающей предметной среды.

           Мини-музей был создан в 2011 году, когда была организована  первая младшая группа.

           Родители приносили экспонаты (игрушки) в наш мини-музей. Это были деревянные игрушки: кубики, шары, пирамидки, деревянные каталки, и дети могли обследовать предмет, развивать мелкую моторику, учить основные цвета.

          Вторая младшая группа.  Мини-музей был пополнен экспонатами по возрастной категории. Это  деревянные вкладыши различной тематики, геометрические бусы, деревянные фигурки кукол, пальчиковый театр, игрушки русских  матрешек,  сюжетные матрешки по мотивам русских народных сказок, деревянные ложки.  Дети с помощью игрушек  из мини-музея, учили классификации предметов, Познавательно-речевая деятельность: рассказывание знакомых сказок по ролям, театрализованная деятельность с помощью пальчикого театра, закрепление знаний геометрических фигур, развитие мелкой моторики. Знакомство с народными промыслами (хохлома).

    Мини-музеи  – это игровое пространство где ребенок может сам переставлять экспонаты, рассматривать их и играть с ими. Для его  расположения  используются различные части групповых комнат, раздевалок. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, на полу, висят на стенах.

          В средней группе были приобретены игрушки: набор кубиков и фигурок «Город», конструктор из деревянных предметов «Собери автомобиль», различные предметные игрушки. Дети  конструировали дома, гаражи, играли в игры по дорожному движения.  Собирали различные «автомобили», играли в сюжетно-ролевые игры.

           Старшая группа. Мини-музей пополнился деревянными музыкальными игрушками, шахматами, резными деревянными шкатулками, вазочки из лозы, деревянными фигурками.  Дети познакомились с народным промыслом «лозоплетение»

               Включение мини-музеев в общеобразовательный процесс — дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Экскурсия по мини-музеям, педагоги дошкольного учреждения должны отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка к постижению открытого  смысла окружающего его предметов и  вещей. Познавать же окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифрования» для себя этого скрытого смысла окружающих его предметов, вещей.